Имя Ивана Петровича Павлова широко известно во всем мире. Тысячи врачей разных специальностей — терапевты, невропатологи, хирурги, педиатры, акушеры, психиатры — находят в его учении ключ к своей практической деятельности. Его идеи подсказывают пути исканий педагогам и психологам, его открытия горячо интересуют философов.
Что же сделал этот человек для науки? Почему его исследования приобрели такое всеобъемлющее значение?
Творческий путь И. П. Павлова начинается в маленькой экспериментальной лаборатории при клинике выдающегося русского терапевта С. П. Боткина в Петербурге. Здесь, в тесной комнатке на Сампсоньевском проспекте были проделаны его первые блестящие опыты; здесь оформилась у него идея нервизма — идея, которая легла в основу всех его дальнейших исследований. Под нервизмом Павлов понимал широкое влияние центральной нервной системы на всю жизнедеятельность организма.
Диссертация И. П. Павлова на степень доктора медицины была посвящена описанию открытого им нерва, усиливающего работу сердца. Исследования молодого ученого в области физиологии сердца внесли много нового в решение вопроса о саморегуляции кровяного давления.
Однако это было только преддверием других, глубоко оригинальных, поистине новаторских работ…
Одна из важнейших проблем физиологии — физиология пищеварения. Ученых издавна интересовали те невидимые изменения, которые происходят с пищей в организме. Каким образом, под влиянием каких сил пищевые вещества перевариваются в желудке, расщепляются, изменяются, превращаясь в клетки и ткани самого организма?
К тому времени, когда Павлов начал свои искания, в этой области уже было сделано немало открытий. Однако очень многое еще оставалось неясным. Главная трудность состояла в отсутствии метода — казалось невозможным проследить за ходом пищеварения в здоровом организме..
Чаще всего применялся так называемый «острый опыт», когда животному, находившемуся под наркозом, в поджелудочную железу вставляли трубку и следили за отделением сока. Были и другие попытки — вшить в проток поджелудочной железы стеклянную или свинцовую трубочку, но операция вызывала воспалительный процесс.
Ни тот, ни другой метод не удовлетворяли Павлова. Ученого интересовало не действие одного изолированного органа, а весь целостный организм, его связи и взаимодействия с окружающей средой. Павлов считал, что особое значение имеет изучение обычных, нормальных реакций животного на раздражение.
В 1879 году Павлову удалось осуществить классическую операцию. Наложив собаке постоянную фистулу (фистула — отверстие) поджелудочной железы и добившись, чтобы животное оставалось после этого здоровым, он получил возможность наблюдать за нормальным ходом пищеварения. Впоследствии в лабораториях Павлова делались и другие блестящие по технике и оригинальные по замыслу операции. Животным накладывали фистулы на желудок, кишечник, выводили наружу протоки слюнных желез.
— Я убежден,— говорил И. П. Павлов,— что только развитие оперативного остроумия и искусства в области пищеварительного канала раскроет перед нами всю поразительную красоту химической работы этого органа.
Своими опытами Павлов неопровержимо доказал огромную роль нервной системы в процессах пищеварения.
Физиологический процесс пищеварения делится на две фазы. Вначале выделение соков происходит под действием нервных импульсов, которые возникают уже при одном виде и запахе пищи, а затем к этому «запальному» соку присоединяются соляная кислота самого желудка и другие вещества.
Представления И.П. Павлова о психической фазе пищеварения, его детальные исследования химических процессов переваривания пищи легли в основу современных методов диагностики и лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта. Они помогли в решении многих практических проблем, таких, например, как проблема аппетита.
Ведь факты, установленные в павловских лабораториях, давали физиологическое обоснование известного наблюдения о том, что «аппетит приходит во время еды». Недаром же Павлов, обсуждая эту проблему со своими учениками, подчеркивал важность житейского требования; чтобы пища съедалась с вниманием и удовольствием, в приятной обстановке, чтобы во время еды люди не отвлекались чтением, серьезными разговорами.
Позже, анализируя свой 20-летний опыт изучения высшей нервной деятельности, Павлов вспоминал:
— Каково же было мое изумление, когда этот верный друг лаборатории обнаружил истинное и глубокое негодование, впервые услыхав о наших планах исследовать «душевную» деятельность собаки в той же лаборатории и теми же средствами, которыми мы пользовались до сих пор для решения различных физиологических вопросов.
Из исследований сущности «психического» слюноотделения развилась проблема огромной важности —объективное исследование высшей нервной деятельности. Павлов пришел к выводу, что выделение слюны при виде пищи — не что иное, как условный рефлекс.

Условные рефлексы в отличие от безусловных — врожденных, например, глотания, чихания, являются реакциями, приобретенными в процессе индивидуального развития; они отражают «опыт» организма, возникают в результате его взаимодействия с окружающей средой. Условный рефлекс — рефлекс головного мозга — наиболее характерный, типичный вид деятельности центральной нервной системы.
Изучение слюноотделения у собак с хроническими фистулами слюнных желез послужило исследователю орудием познания высшей нервной деятельности.
В дальнейшем, продолжая исследования в этой области, ученик Павлова К. М. Быков и его сотрудники доказали, что деятельность любого органа связана с корой головного мозга, что на основе любого из безусловных рефлексов можно выработать условный.
Например, если в течение нескольких дней собаке вводили раствор морфина, вызывавший у нее рвоту, одышку, а затем сон, то через некоторое время одна только инсценировка такого впрыскивания вызывала те же самые явления. Можно вызывать условнорефлекторные изменения работы почек, сердечно-сосудистой системы, процессов обмена веществ и так далее.
Выработанные условные рефлексы могут изменяться под воздействием внешней среды, а также под влиянием изменений внутреннего состояния животного — внутренней среды. Это обеспечивает возможность приспособления организма к постоянно меняющимся условиям существования, к требованиям, которые предъявляет им окружающая действительность.
Благодаря работам И. П. Павлова физиологи получили возможность всесторонне изучать деятельность коры головного мозга.
В павловских лабораториях были установлены и описаны основные формы работы коры больших полушарий — процессы возбуждения и торможения. Павлов считал, что «баланс» между этими процессами, его колебания определяют состояние и поведение человека.
Взаимоотношения и подвижность возбудительного и тормозного процессов могут быть различными.
Павлов не только установил этот факт, но и сделал гениальное обобщение — о разных типах высшей нервной деятельности. Так была найдена разгадка сущности давних наблюдений о разных «темпераментах».
Разные типы высшей нервной деятельности объясняют разное поведение, разные реакции на возникающие трудности. Ученый подтвердил это любопытным экспериментом, начатым самой природой и довершенным в лаборатории. Во время наводнения в сентябре 1924 года вода хлынула в помещение, где содержались подопытные собаки. Животных спасли, но некоторые из них были крайне возбуждены, тяжело реагировали на создавшуюся обстановку. И когда в дальнейшем в спокойных условиях в щель под дверью лаборатории пропускалась струя воды, эти собаки приходили в неистовство, теряли способность нормально реагировать на привычные раздражители.
И. П. Павлов объяснил их состояние возникновением невроза. Эти наблюдения подсказали мысль об экспериментальном изучении неврозов, которое затем приняло широкий размах и нашло применение в практике неврологических и психиатрических учреждений. А павловское учение о типах нервной деятельности объяснило врачам многие индивидуальные особенности течения болезней, подсказало методы лечения.
Под впечатлением наблюдения над неврозами Павлов перешел к анализу некоторых душевных заболеваний человека. Он установил, что нарушение сна имеет большое значение в возникновении психических и других болезней. Это послужило началом применения лечения сном некоторых заболеваний организма — психических расстройств, язвы желудка, болевых синдромов.
И. П. Павлов неоднократно высказывал мысли о необходимости тесной связи теории с практикой и говорил, что физиологическая теория оправдывает себя только тогда, когда она успешно проверяется практикой. И, пожалуй, ни один физиолог мира ни до, ни после Павлова не сумел так много сделать для медицинской практики, как он.
Павловские принципы лежат сейчас в основе лечения и профилактики многих заболеваний. Павловское направление является для каждого врача синонимом всестороннего изучения больного человека, внимательного и бережного отношения к его нервной системе, к его переживаниям и волнениям.
Павлов отвоевал для науки, для объективного исследования ту область, которая казалась многим поколениям ученых недоступной — область психической жизни.
Позднее в селе Колтуши для великого физиолога и коллектива его сотрудников был построен целый научный городок — «столица условных рефлексов», как образно он сам назвал Колтуши.